Как Кабмин планирует легализовать игорный бизнес
15.12.2015
glavred (4680 articles)
Оставить сообщение
Поделиться

Как Кабмин планирует легализовать игорный бизнес

Спустя шесть лет после запрета игорного бизнеса украинское правительство вознамерилось вновь его возродить, пишет Виктор Нагорский в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года. В конце ноября Министерство финансов представило свой законопроект, предусматривающий легализацию казино и букмекерских контор, а также изменение правил игры на лотерейном рынке.

Следует отметить, что в результате запрета игорного бизнеса по инициативе правительства Юлии Тимошенко в 2009 году данный бизнес не был полностью уничтожен. Многие казино и игорные клубы переместились в подполье, работая нелегально на свой страх и риск. Рейды правоохранительных органов, как правило, имели краткосрочный эффект или просто оказывались бесполезными.

«Зачастую работники казино знали, когда может произойти «облава», и просто закрывались на это время. Иногда закрывались даже со своими клиентами внутри и никого не выпускали, пока опасность не минует. Очевидно, у организаторов подпольных игр были свои люди в нужных местах», — говорит постоянный посетитель одного из подпольных игровых клубов Киева, пожелавший не называть своего имени.

Ещё более изобретательными оказались отечественные лотерейщики. Крупнейший игрок украинского рынка — компания МСЛ — запустила лотерею Спортлига, которая по своей сути практически ничем не отличалась от запрещённого букмекерства.

Таким образом, данный рынок в Украине, за исключением возможности проведения ставок в любой букмекерской конторе мира через интернет, был фактически монополизирован.

Со временем предприимчивые бизнесмены даже нашли способ открывать компьютерные клубы — аналоги запрещённых игровых автоматов. Единственным их отличием с целью соблюдения законодательства была ограниченность единоразовой ставки. Однако это вовсе не мешало украинским игроманам просаживать баснословные суммы в «обновлённых» автоматах. По Украине распространились так называемые интернет-клубы, где всем известные игры на автоматах предоставлялись в онлайн-доступе.

Запрет игорного бизнеса образца 2009 года не только не решил проблему игромании в стране, но и значительно снизил поступления в бюджет от «игорки» из-за её ухода в тень

Запрет игорного бизнеса образца 2009 года не только не решил проблему игромании в стране, но и значительно снизил поступления в бюджет от «игорки» из-за её ухода в тень. По словам экспертов, всё это свидетельствует о том, что запрет фактически был лишь ширмой и на самом деле инициировался с целью передела рынка. Теперь же, в случае поддержки парламентом правительственных инициатив, на рынке произойдет новый передел.

Зоны доступа

Одним из ключевых нововведений, предлагаемых в законопроекте Минфина, является легализация казино. Параллельно в министерстве намерены существенно ограничить места, где их можно будет открывать. В правительстве предлагают разрешить открытие казино лишь на территории аэропортов, а также гостиниц категории 4-5 звёзд с номерным фондом не менее 200 номеров в Киеве и не менее 100 в других населённых пунктах.

В правительстве предлагают разрешить открытие казино лишь на территории аэропортов, а также гостиниц категории 4-5 звёзд. Ежегодную стоимость лицензии хотят установить на уровне € 1 млн для заведений в столице

Ежегодную стоимость лицензии для казино предлагается установить на уровне € 1 млн для заведений в столице, € 600 тыс. — в городах с населением свыше 500 тыс. человек и € 300 тыс. — для всех остальных. Еще € 1,5 млн будет стоить ежегодная лицензия для онлайн-казино.

По мнению вице-президента Ассоциации деятелей игорного бизнеса Григория Трипульского, стоимость лицензии и ограничения по размещению казино вполне адекватные и будут сдерживать бурное распространение бизнеса.

«В законопроекте прописаны достаточно серьёзные ограничения, которые не позволят казино открываться на каждом шагу. В случае принятия закона их будет шесть-семь в Киеве и по два — в некоторых регионах. В основном в городах-миллионниках: Харькове, Днепропетровске, Одессе. Таким образом, принятие закона не будет нести никакой социальной опасности», — считает Трипульский.

Зато эксперт ожидает, что при легализации казино в Украину может зайти целый ряд международных компаний, которые и ранее были заинтересованы в украинском рынке.

«Насколько мне известно, к отечественному рынку проявляют серьёзный интерес многие западные компании, в частности, слышал об английских и чешских игроках. Поэтому считаю, что у словиях легализации рынок будет конкурентным, и на нём будут работать как украинские, так и иностранные компании», — добавляет Трипульский.

В Киевском союзе предприятий игорного бизнеса утверждают, что предлагаемые правительством ограничения по размещению казино явно лоббистские и приведут к монополизации рынка

А вот в Киевском союзе предприятий игорного бизнеса придерживаются диаметрально противоположной точки зрения, утверждая, что предлагаемые правительством ограничения по размещению казино явно лоббистские и приведут к монополизации рынка, а также значительно ограничат возможные поступления в бюджет. Как подсчитали в организации, если разрешить открытие казино только в отелях, поступления в казну не будут превышать 152 млн грн. К тому же, как отмечает председатель Союза Юрий Кожема, таких ограничений нет ни в одной цивилизованной стране мира.

«Ни в странах Америки, ни в ЕС, ни даже в Беларуси или Грузии нет законодательных ограничений по размещению казино лишь в гостиницах. Просто потому, что в этих государствах соблюдают антимонопольное законодательство и принципы конкуренции», — утверждает Кожема.

По его мнению, куда более эффективным как для развития игорного рынка, так и для объёма бюджетных поступлений было бы ограничение мест размещения казино нежилыми зданиями площадью не менее 2,5 тыс. кв. м. По оценкам возглавляемого Кожемой союза, тогда ежегодные поступления в бюджет от данного вида деятельности выросли бы до 2 млрд грн, а в дополнение к этому в стране могло быть создано до 50 тыс. рабочих мест.

Кожема отмечает, что казино — развлечение для богатых. Поэтому бурное развитие этого рынка не приведет к негативным социальным последствиям, но даст толчок развитию других видов бизнеса и экономики государства в целом. Как пример эксперт приводит опыт Грузии, которая благодаря эффективным реформам в сфере игорного бизнеса сумела привлечь дополнительные инвестиции в отрасль, а также интенсифицировать развитие ресторанного и туристического бизнеса.

Подтверждает это и сотрудница одного из казино в Батуми, уехавшая работать в Грузию из Украины после запрета там игорного бизнеса. По её словам, посетителями грузинских казино в основном являются иностранцы.

«Более 80% наших клиентов — граждане Турции, где азартные игры под запретом. Не имея возможности играть у себя на родине, они едут к нам», — говорит украинка.

Лотерейная монополия

Помимо легализации казино и букмекерских контор, множество споров вызывают и инициативы правительства относительно изменения правил игры на лотерейном рынке. Согласно законопроекту Минфина, лицензию на выпуск и проведение лотерей планируется выдавать по результатам конкурса, к участию в котором будут допускаться лишь компании, отвечающие ряду требований. В частности, такая компания должна иметь международный опыт проведения лотерей не менее чем в трёх странах и заниматься этим не менее пяти лет. Её общий оборот за последние пять лет в сумме должен быть не менее € 3 млрд.

По словам экспертов, никто из ныне работающих на лотерейном рынке Украины игроков этим требованиям не соответствует, поэтому после принятия законопроекта в существующем виде они не смогу победить в конкурсе.

«Законопроект Минфина в нынешней редакции не оставляет шансов действующим лотерейщикам остаться на рынке. В целом же, требования для участников в конкурсе могут свидетельствовать о том, что они прописаны под отдельного игрока, который уже готов зайти на украинский рынок и с которым уже обо всём договорились», — считает Трипульский.

Солидарен с ним и президент юридической компании JurimexДанил Гетманцев. По его словам, прописанные в законопроекте новшества фактически приведут к монополизации рынка.

Эксперт: Лотерейная деятельность в проекте закона выписана под конкретного оператора. По слухам — европейского. То есть, фактически, правительство хочет ввести монополию на проведение лотерей

«Лотерейная деятельность в проекте закона выписана под конкретного оператора. По слухам — европейского. То есть, фактически, правительство хочет ввести монополию на проведение лотерей», — говорит Гетманцев.

Он обращает внимание и на другую инициативу Минфина, посвящённую лотерейной деятельности.

«Правительство вводит новый институт сублицензирования. Тот оператор, который победит в конкурсе, получит право выдавать сублицензии другим юридическим лицам. То есть, государство приватизирует своё право выдавать лицензии частному лицу. Таких прецедентов в нашей правовой системе ещё не было», — отмечает Гетманцев.

Ещё больше вопросов возникает к положениям законопроекта, регулирующим букмекерскую деятельность. В правительстве предлагают разрешить данный вид деятельности в букмекерских конторах, а также посредством интернета. При этом Минфин хочет установить размер платы за лицензию на организацию и проведение букмекерской деятельности в размере € 1,3 млн. Дополнительно придётся оплачивать и лицензию на каждую отдельно стоящую букмекерскую контору — от € 1,5 тыс. до € 3 тыс. в зависимости от населённого пункта. По мнению Гетманцева, утверждение таких условий может привести к возвращению в 2009 год, когда букмекерские конторы и игровые автоматы стояли практически на каждом перекрёстке.

«Из-за того, что законопроект устанавливает недостаточные ограничения для букмекеров и не запрещает азартные игры в интернете, лицензия на этот вид деятельности фактически будет давать возможность проводить абсолютно любые виды игр. Ведь если я получу разрешение на проведение игр в Сети, то мне ничто не помешает посредством простых компьютеров запросто отбивать стоимость лицензии, предоставляя возможность своим клиентам играть на тех же автоматах, только через интернет», — говорит юрист. И добавляет, что вследствие этого количество игорных заведений по стране может стать ещё большим, чем было до запрета 2009 года.

Легализация игорного бизнеса — необходимый шаг и Украина должна к нему прийти. Однако предложения правительства в этом направлении далеки от идеала и несут в себе множество коррупционных рисков

Несмотря на это, эксперты сходятся во мнении, что легализация игорного бизнеса — необходимый шаг и Украина должна к нему прийти. Однако предложения правительства в этом направлении, мягко говоря, далеки от идеала и несут в себе множество коррупционных рисков.

Кроме того, полагает Трипульский, логичнее было бы разбить правительственный законопроект на три отдельных документа, каждый из которых был бы посвящён отдельным сегментам игорного бизнеса — лотереям, казино и букмекерам.

Но похоже, что Кабмин настроен решительно и рассчитывает принять законопроект по «игорке» как можно скорее, что даст возможность подлатать дыры в бюджете. По скромным подсчётам главы Министерства финансов Натальи Яресько, легализация игорного бизнеса позволит увеличить поступления в казну на 5 млрд грн в год. Поэтому, считает Гетманцев, правительство сделает всё возможное, чтобы парламент утвердил законопроект уже в текущем году, несмотря на все его минусы.

«Минфин собирается протаскивать этот закон вместе с бюджетом, что существенно повышает его шансы на прохождение в парламенте», — резюмирует юрист.

 

glavred

glavred